Отсутствие взаимодействия органов управления, не позволяет получить объективную информацию о природопользователях, объемах образования опасных отходов и условиях их размещения. На первое полугодие 2008 г. годовые нормативы образования отходов и лимиты на размещение утверждены только для 3122 предприятий и организаций.
Информация по природопользователям региона КМВ1
№№ п/п |
Муниципальное образование |
Кол-во природопользователей |
Масса отходов т/год |
1 |
г. Пятигорск |
691 |
768792 |
2 |
г. Ессентуки |
372 |
472703 |
3 |
г. Минеральные Воды |
249 |
911282 |
4 |
Минераловодский район |
83 |
1158709 |
5 |
г. Кисловодск |
437 |
458895 |
6 |
г. Железноводск |
153 |
42523 |
7 |
Предгорный район |
217 |
909518 |
8 |
г. Георгиевск |
404 |
570372 |
9 |
Георгиевский район |
369 |
1189397 |
10 |
г. Лермонтов |
147 |
48913 |
Итого: |
3122 |
6531104 |
Существующая система по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов основана на разрозненной деятельности отдельных предприятий.
Часть природопользователей (в основном крупные и средние) передают опасные отходы специализированным предприятиям, действующим на территории Ставропольского края на основании соответствующих лицензий.
Организованной системы учета и обработки данных об отходах не существует. В регионе стихийно сложилась система сбора отработанных аккумуляторов ртутных ламп и отработанных автопокрышек, которая не охватывает все слои образователей этих видов отходов и тем более не дает должной статистики дальнейшего их пути. В последние годы появилась проблема отходов сложной бытовой, офисной и компьютерной техники, сотовых телефонов, химических источников тока и т.п.
Отсутствие системы раздельного сбора опасных отходов их организованной сортировки, обезвреживания и переработки приводит к тому, что большая часть опасных отходов поступает вместе с ТБО на полигоны и несанкционированные свалки, что в свою очередь наносит непоправимый вред экологии региона и сохранению природных лечебных ресурсов КМВ.
Общий объем образования только ТБО на территории региона КМВ в 2007 году составил более 2 млн. м3.
Рисунок 1 - Объем ТБО, образовавшихся на территории муниципальных образований региона КМВ в 2007 году1
Жилищно-коммунальное хозяйство в сфере благоустройства и обращения с коммунальными отходами характеризуется значительной ресурсоемкостью и неэффективным, зачастую некомпетентным управлением, которое, имея многолетние проблемы, не может с ними справиться, и тем более реализовывать перспективные задачи в данной области.
В работе отрасли, как описывается в Концепции, прослеживаются две противоположные тенденции. С одной стороны система санитарной очистки в значительной степени разрушается из-за неудовлетворительного финансирования коммунальных предприятий и неплатежей населения, в настоящее время муниципальным обслуживанием охвачено около 70% населения региона. В большинстве сельских населенных пунктов региона система планово-регулярной очистки территорий не действует, отходы сжигаются или сбрасываются на несанкционированные свалки. С другой стороны, в городах вывоз ТБО становится прибыльным делом и в этой сфере ЖКХ образуется неконтролируемый и не управляемый рынок, который, используя несовершенство правового регулирования и отсутствие единой системы управления, работает без соблюдения даже действующих экологических и санитарных требований. Охват населения услугой по сбору и вывозу ТБО в сельских населенных пунктах значительно ниже, чем в городах, это объясняется сложившейся за многие годы системой местного самоуправления. В настоящее время эта проблема усугубляется такими факторами как низкая плотность населения и большое плечо вывоза ТБО в сельской местности из-за этого резко возрастают транспортные расходы. Однако и в городских поселениях охват отходообразователей также не достигает 100%, здесь это связано с другой проблемой, когда специализированные предприятия элементарно не могут заключить индивидуальные договора со всеми гражданами, проживающими в частном жилищном секторе. Граждане, которые проживают в частных домах, расположенных неподалеку от многоквартирных домов, нередко бесплатно пользуются контейнерами для отходов, установленными у многоквартирных домов и не хотят заключать со специализированными предприятиями договора на сбор и вывоз отходов. Доходы специализированных предприятий, осуществляющих сбор, вывоз и утилизацию отходов, зависят также и от того, что для населения устанавливают низкие тарифы, которые покрывают только эксплуатационные расходы, связанные со сбором и транспортированием отходов, но не расходы на их захоронение на полигоне или свалке, например, как в г. Георгиевске.
Механическая очистка сточных вод
Сохранение гидросферы при непрерывном увеличении
водопотребления и загрязнения водоемов промышленными и бытовыми отходами
является одной из основных экологических проблем современности. Уже ...
Ограниченность водных ресурсов Казахстана
Состояние
водных ресурсов Казахстана оценивается общей недостаточностью, продолжающимся
их загрязнением и истощением. Экологические кризисы по характеру протекания
можно разделить на две гр ...
Экологическое состояние окружающей среды человека в Самарской области
С
ростом общественного, особенно научного, интереса к экологическому состоянию
окружающей среды человека в Самарской области все чаще стал возникать вопрос
качества жизненной среды, влияюще ...