Оценка современного состояния особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ в области обращения с отходами

На территории региона КМВ сбор и вывоз ТБО осуществляют 23 специализированных предприятия, из которых лицензию на право обращения с опасными отходами имеют только 9. В составе производственных баз специализированных предприятий зарегистрировано 197 мусоровозов со средним износом 70% и около 1300 работников. Транспортные затраты на вывоз ТБО далеки от оптимальных, поскольку основную часть существующего парка специализированной техники составляют старые изношенные автомашины. В течение года до 50% автопарка может находиться в непригодном для эксплуатации состоянии (в ремонте). Современные специализированные мусоровозы с возможностью уплотнения транспортируемых ТБО (коэффициент от 4-6) составляют лишь незначительную часть автопарка, а перевозка недостаточно спрессованных ТБО заметно увеличивает транспортные расходы1.

По данным, приведенным в исследуемом документе, за последнее время на территории муниципальных образований региона КМВ завершена работа по контейнеризации сбора ТБО. В настоящее время на территории региона установлено 10916 контейнеров. Однако, контейнерные площадки в большинстве не соответствуют современным требованиям. Во-первых, не соответствуют эстетическому уровню курортного региона, находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии, обусловленном постоянным переполнением контейнеров. Во-вторых, они не имеют организованных мест для сбора КГО. В-третьих, подъездные пути к контейнерным площадкам во многих случаях не соответствуют требованиям для выполнения работ специализированных коммунальных машин. И в - четвертых, контейнерные площадки не имеют ответственных, так как фактически не закреплены за населением или природопользователями. Как показывает практика, когда начинает деятельность новое предприятие, его сотрудники используют для удаления отходов уже имеющиеся контейнеры, чем создают захламление территории и её антисанитарное состояние.

В существующей схеме обращения с ТБО на территории региона КМВ применяются два основных способа обезвреживания и утилизации ТБО:

термическое обезвреживание ТБО;

захоронение на полигоне.

Рисунок 2 - Существующие объемы обезвреживания ТБО1

В настоящее время на территории КМВ около 30% ТБО без предварительной сортировки сжигаются на МУП «ПТЭК». Сжигание отходов является вариантом непривлекательным с финансовой и экологической точек зрения. Это объясняется, высокими финансовыми издержками, при сжигании ТБО тарифы значительно выше по сравнению с тарифами на размещение этих отходов на полигонах. В 2008 году субсидии, выделяемые из краевого Фонда софинансирования расходов местным бюджетам на осуществление расходов по сжиганию ТБО на МУП «ПТЭК», вывозимых от населения и бюджетных организаций региона КМВ, составили 50 млн. рублей. Сжигание отходов на МУП «ПТЭК» не обеспечивает их эффективного и экологически безопасного обезвреживания. При проектировании предполагалось, что предприятие обеспечит обезвреживание всего объема ТБО, которое образуются в регионе КМВ. В настоящее время мощности МУП «ПТЭК» позволяют обеспечить обезвреживание (утилизацию) около 100 тыс. тонн ТБО в год, в связи с этим большая часть отходов (до 75%), без сортировки захоранивается на существующих полигонах ТБО. Основное оборудование МУП «ПТЭК» морально и физически устарело, требует капитального ремонта или замены. Система очистки дымовых газов неэффективна и не соответствует современным требованиям. При сжигании ТБО ежегодно образуется около 30 тыс. тонн золошлаковых отходов 3-4 класса опасности, которые вывозятся для захоронения на существующие полигоны. Вырабатываемое МУП «ПТЭК» тепло практически не используется. МУП «ПТЭК» не имеет лицензии на обезвреживание (утилизацию) опасных отходов. Фактическая санитарно защитная зона составляет 500 м, что в два раза меньше нормативной1.

В настоящее время размещение отходов осуществляется на трех лицензированных полигонах - это два полигона ООО «АРГО» г. Ессентуки и г. Минеральные Воды и полигон г. Лермонтова, а также на закрытом, для рекультивации, полигоне ТБО г. Пятигорска (расположен в районе п. Свободы) и на санкционированных свалках г. Георгиевска и Георгиевского района (ст. Незлобная). Полигоны ООО «АРГО» могут рассматриваться как перспективные места захоронения неутильной части ТБО, при условии выполнения требований СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», так как есть возможности расширения его площади. Полигон г. Пятигорска официально закрыт и требует рекультивации. Полигон г. Лермонтова заполнен на 90% от расчётного объема размещения ТБО, но есть перспектива расширения площади полигона в сторону существующего хвостохранилища радиоактивных отходов Лермонтовского ГМЗ, которая должна быть утверждена госкорпорацией «Росатом».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи по теме

Анализ качества атмосферного воздуха в салоне автотранспортных средств
Проблемы экологической безопасности автомобильного транспорта являются составной частью экологической безопасности страны. Значимость и острота этой проблемы растет с каждым годом. Рост авто ...

Экологические проблемы Аральского моря и пути их решения
Истощение вод следует понимать как недопустимое сокращение их запасов в пределах определенной территории (для подземных вод) или уменьшение минимально допустимого стока (для поверхностных во ...

Воды
Реки. Густота речной сети на территории района составляет 0,25-0,30 км/км кв. Реки извилисты, имеют малые уклоны и скорости течения. Основным источником питания рек являются зимние осадки. Замерзан ...

Разделы