Эколого-экономическое содержание понятия «устойчивое развитие»

Весьма показательно, что в структуре закона сбалансированного природопользования природная рента, состоящая из ресурсной, ассимиляционной1 и экологической рент, сбалансирована. Полная же экономическая эффективность может быть достигнута только в случае учёта затрат на воспроизводство природных ресурсов и качества окружающей среды1.

Я.Я. Яндыганов считает, что применительно к проблемам устойчивости развития сложных систем, каковыми являются социально-экономические системы, названные выше сущностные признаки являются приоритетными, поскольку сама проблема развития в данном случае должна рассматриваться в единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности, паритетности главных составляющих: экономической, социальной и экологической2.

В современном экономически развитом государстве только национальная (внутригосударственная) и международная (межгосударственная) триада власть, гражданское общество и бизнес, способна сформировать необходимые и достаточные условия для реализации принципов устойчивого развития. Широко известная Концепция устойчивого развития обеспечивается только в том случае, когда развитие опирается на три взаимосвязанных «кита»: устойчивую экономику, устойчивое природопользование и устойчивую социальную среду.

Развитие экономики страны в значительной степени определяется состоянием окружающей природной среды. Обеспечение экологической безопасности должно занять приоритетное место в государственной социально-экономической и технической политике. Одним из стратегических направлений реализации экономико-организационного механизма экологической безопасности и преобразований в этой сфере является развитие специально ориентированного предпринимательства, понятие о котором впервые было введено в российское законодательство в 2002 году. В соответствии со статьей 17 ФЗ «Об охране окружающей среды» его правовой статус определяется как «предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды».

Для достижения баланса интересов при обеспечении условия устойчивого развития страны необходимо создание гибкого и эффективного механизма взаимодействия рыночных структур, занятых в этой сфере, а также эффективная реализация государственного стимулирования ресурсосберегающей и природоохранной деятельности. Речь идёт о создании стабильного и долговременного развития бизнеса в России. Участники общественных организаций считают, что для изменения положения в этой сфере, в том числе необходимо:

обеспечивать государством поддержку предпринимательства, осуществляющего свою деятельность в целях охраны окружающей среды, развитие инвестиций и инноваций в природоохранной деятельности, препятствие коррупции;

внедрение основ эколого-экономических рисков и расчета ущерба, их учета при разработке управленческих решений;

создание экономико-правовых условий взаимодействия субъектов рынка природоохранных работ и услуг;

формирование системы управления экологической безопасностью, экономико-организационного механизма экологической безопасности в развитии современного рынка природоохранных работ и услуг, совершенствование методов регулирования и мер экономического стимулирования управления экологической безопасностью;

формирование на правовом уровне стимулирования предпринимательства в деятельности обеспечения экологической безопасности;

обеспечение активной деятельности по выполнению жесткого контроля выполнения существующих нормативно-правовых норм в указанной сфере, отсутствие которого делает их почти бесполезными не работающими на практике, особенно актов, касающихся обращения с отходами (в первую очередь, опасными);

увеличение размеров штрафных санкций организациям - загрязнителям окружающей среды, наносящим ущерб природной среде и сбрасывающим отходы на природу, до уровней, приводящих к прекращению бизнеса;

обеспечение независимой экспертизы влияния сбрасываемых, сжигаемых и незаконно захораниваемых отходов на состояние здоровья населения, виды и тяжесть заболеваний;

подготовку и введение в действие обеспеченных государственных программ, позволяющих решить задачи сокращения объёмов захоронения отходов в течение 1,5-2 лет на 50%, а через 5 лет объём переработки отходов довести до 90-95 %;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Воды
Реки. Густота речной сети на территории района составляет 0,25-0,30 км/км кв. Реки извилисты, имеют малые уклоны и скорости течения. Основным источником питания рек являются зимние осадки. Замерзан ...

Сводные нормативы по предприятию
Для разработки нормативов ПДВ по источникам загрязнения предприятия по подготовленным данным инвентаризации выбросов проведен расчет величин приземных концентрации загрязняющих веществ. Расчеты осу ...

Исторический портрет Г.Ф. Гаузе
Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещ ...

Разделы