Для решения основных стратегических задач обеспечения экологической безопасности России (в том числе её южных регионов), необходимо опираться на весь спектр известных в мировой практике принципов. Их следует реализовывать на всех уровнях: международном, федеральном (национальном), субъектов Федерации и местном. К этим принципам относятся:
· запреты на действия, усугубляющие экологическую опасность на любом территориальном уровне (например, запрет на освоение ненарушенных территорий, запрет на хозяйственную или иную деятельность, экологические последствия которой непредсказуемы, запрет на выброс в окружающую среду определенных веществ и т.д.);
· территориальная компенсация - при вовлечении в хозяйственное использование или при других нарушениях естественных участков территории обязательна компенсация восстановлением ранее нарушенной территории с равноценной или большей по продуктивности естественной биотой;
· наращивание особо охраняемых территорий;
· предупреждение ущерба - проведение мероприятий по предупреждению еще не начавшихся, но ожидаемых в результате хозяйственной или иной деятельности нарушений окружающей среды с целью их полного предотвращения или ограничения минимальными допустимыми нагрузками;
· согласованность - согласование любой хозяйственной деятельности и связанных с ней природоохранных мероприятий, с одной стороны, между властными органами, природопользователем, общественностью и отдельными гражданами, а с другой стороны, с основными стратегическими задачами экологической безопасности;
· ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду различных видов текущей и потенциальной хозяйственной и иной деятельности и их экологическое экспортирование;
· разрешительность - получение разрешения на любой вид деятельности, ведущей к нарушениям и деформациям окружающей среды;
· декларирование - обязательное предупреждение общественности, граждан и властных органов о тех или иных действиях, технологиях, веществах и т.д., могущих привести к нарушениям окружающей среды и ухудшению здоровья людей;
· регистрация - регистрация новых веществ, особо опасных веществ, биотехнологий, технологий генной инженерии и т.д.;
· экологическое нормирование потребления территории, изъятия ресурсов, выбросов вредных веществ, уровней загрязнения, остаточных веществ и т.д.;
· платность ресурсов с учетом их экологической значимости;
· налогообложение на выбросы загрязнителей и другие нарушения окружающей среды;
· ответственность (в том числе материальная и уголовная) виновников нарушений окружающей среды за предотвращение ущерба его устранение и компенсацию ущерба;
· информированность - свободный доступ отдельных граждан, общественности, средств массовой информации и природоохранных органов к экологической информации и информации о нарушениях окружающей среды;
· научная обоснованность природоохранных мероприятий;
· обязательность согласованных международных действий.
Перечисленные принципы могут быть использованы при разработке федеральной региональной и местной экологической политики.
Следует затронуть проблему выработки механизмов реализации стратегии обеспечения экологической безопасности России. Решение стратегических задач обеспечения экологической безопасности требует дальнейшего развития природоохранной инфраструктуры России.
Эколого-экономические приоритеты устойчивого развития (на материалах региона Кавказских Минеральных Вод)
Актуальность темы исследования. Природные ресурсы и
природные условия являются основой материального производства и
жизнедеятельности населения. Состояние окружающей среды, качественный уров ...
Экология бобров в Карелии. Расселение бобров на естественных и искусственных водоёмах
Бобр,
как объект изучения, весьма интересен и в тоже время своеобразен. Полуводный
образ жизни, активная средообразующая деятельность, способность жить на самых
разных водоемах, от придорож ...
Почва
В
западной части наблюдается частое чередование моренных суглинков, супесей и
песков, причем пески и супеси приурочены к понижениям рельефа, а более тяжелые
отложения покрывают водораздельные прост ...