Анализ качества атмосферного воздуха в салоне автотранспортных средств

Проблемы экологической безопасности автомобильного транспорта являются составной частью экологической безопасности страны. Значимость и острота этой проблемы растет с каждым годом. Рост автопарка, изменение форм собственности и видов деятельности существенно не повлияли на характер воздействия автотранспорта на окружающую среду. Вызывает тревогу тот факт, что, несмотря на проводимую работу, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств увеличиваются в год в среднем на 3,1%. (автор)

Необходимо отметить, что остро стоит проблема загрязнения не только атмосферного воздуха, но и воздуха салона автотранспортного средства (АТС).

Под воздействием автотранспорта на окружающую среду следует понимать влияние его на гидросферу, атмосферу, здоровье населения.

Согласно ФЗ № 7 "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (ФЗ №7, 2002).

Среди отраслей экономики России транспортный комплекс является крупнейшим загрязнителем окружающей среды. В масштабах страны доля транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников достигает 45%, в выбросах парниковых газов - примерно 10%, в массе промышленных отходов - 2%, в сбросах вредных веществ со сточными водами - около 3%, в потреблении озоноразрушающих веществ - не более 5% (Чуйкова, 1996).

Основная причина загрязнения воздуха от автотранспорта заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Объемы загрязнений зависят от вида применяемых топлив, режимов работы двигателя, его технического состояния и условий движения автомобиля (Матвеев и др., 2007).

По оценке специалистов, автомобили в России за год выбрасывают в окружающую среду почти 17 млн. т вредных веществ, что представляет серьезную угрозу для населения и природы (Русанов, 2006).

В среднем один автомобиль за год эксплуатации выделяет в атмосферу около 200 кг CO, 60 кг NOx, 40 кг CxHy, 3 кг металлической и резиновой пыли, 2 кг SO2, 0,5 кг Pb, а также до 2 г бенз (а) пирена. Все это сопровождается выделением большого количества теплоты (до 60 ГДж) и акустическим загрязнением (Сотникова и др., 2008).

На окружающую среду все увеличивающееся отрицательное влияние транспортный комплекс оказывает как на локальном и региональном, так и на глобальном уровне. На локальном уровне - токсичные выбросы и сбросы в атмосферу и гидросферу, в первую очередь, крупных городов, в которых сосредоточена большая часть автотранспорта, акустические и вибрационные воздействия легкового и грузового автотранспорта на прилегающие к автотрассам населенные пункты, загрязнение акваторий и подземных вод, загрязнение почв, особенно вдоль автомобильных дорог. На региональном уровне - выпадение кислотных дождей из-за выбросов оксидов азота и серы двигателями транспортных машин, вывод из сельскохозяйственного оборота земель вдоль автомобильных трасс, а также земель под объектами добычи полезных ископаемых, используемых при производстве и эксплуатации объектов автотранспортного комплекса. Влияние на глобальном уровне также связано с воздействием автотранспорта на озоновый слой, с парниковым эффектом. Кроме того, обеспечение производства и эксплуатации транспортных машин связано с ежегодным перемещением миллиардов тонн горных пород (Чижиков, 2006).

Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта превышает таковой от всех других источников, особенно в крупных городах. Данное обстоятельство отрицательно сказывается на здоровье городского населения (Энциклопедический словарь-справочник, 1999).

Наибольший вред наносят личные автомобили, так как загрязнение среды при поездке на автобусе в пересчете на одного пассажира примерно в 4 раза меньше (Миркин и др., 2005).

Вредное воздействие автотранспортного средства на человека следует оценивать не только по фоновому загрязнению воздуха, загрязнению воздушной среды над проезжей частью дорог, но и как оказалось в салонах автомобильно-транспортных средств, так как загрязне

ние воздушной среды над проезжей частью дорог значительно выше фонового, а в салонах АТС оно может быть в несколько раз больше, чем снаружи (Кутенев, Сайкин и др., 2010).

Цель дипломной работы - анализ качества атмосферного воздуха в салоне автотранспортных средств (АТС).

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

. Проанализировать данные инструментальных замеров атмосферного воздуха в салонах АТС в период с 2008 г. по 2010 г. на содержание вредных веществ;

2. Сравнить уровень загрязнения воздуха в салонах легковых автомобилей и маршрутных такси;

. Сравнить полученные концентрации вредных веществ с ПДКсс и ПДКмр;

4. Сравнить качества воздуха в салонах автомобилей отечественного зарубежного производства;

5. Предложить способы улучшения качества воздуха в салоне АТС.

    Другие статьи по теме

    Биологический мониторинг качества воды
    Качество воды постоянно контролируется различными службами. Биологический мониторинг, наряду с химическим, играет в этом процессе немаловажную роль. Резкие изменения качества воды могут о ...

    Оценка свойств примененного в работе магнитнозащитного материала
    Актуальной проблемой физиологии, медицины, а так же молекулярной биологии является изучение реакции организма на воздействие экстремальных факторов. Одним из видов таких факторов является эл ...

    Антропогенные источники загрязнения почв, пути их устранения
    Мой реферат посвящен теме антропогенного загрязнения почвы, весьма актуальная тема в настоящее время. Я рассмотрела наиболее опасные вещества и источники их поступления в атмосферу. Основные ...

    Разделы