Двигатель - источник загрязнения атмосферы. Характеристика токсичности его отработавших газов

Общая оценка дизеля как источника загрязнения воздушной среды

Дизель, вырабатывая механическую энергию за счет окисления топлива воздухом, в процессе работы осуществляет непрерывный тепломассообмен с окружающей атмосферой. Он забирает воздух и потребляет топливо, затем выбрасывает отработавшие газы, состоящие из части воздуха и продуктов окисления топлива. Таким образом, воздух, поступающий в цилиндр дизеля, совершает определенный термодинамический цикл, претерпевая при этом химические изменения, в результате чего превращается в отработавшие газы − сложную газовую смесь с множеством компонентов. Четыре компонента N2, О2, СО2 и Н2О составляют свыше 99 .99,9 % объема газа, остальные 0,1 .1,0% объема отработавших газов составляют примеси, которые не представляют интереса с технической точки зрения, но являются вредными для окружающей среды, живой природы и человека.

При выпуске в атмосферу отработавшие газы обычно рассеиваются и вступают в контакт с человеком уже в сильно разбавленном состоянии. Концентрация ряда вредных компонентов и температура газов в основном снижаются до безопасного уровня, но бывают зоны, где это вещество концентрируется в количествах, оказывающих вредное действие на живой организм и природу (данные представлены в таблице 1). Это обстоятельство заставляет искать пути снижения вредных веществ. К наиболее опасным веществам можно отнести СО, NОХ, SО2, альдегиды (А), углеводороды (УВ), бенз(а)пирен.

При анализе состава отработавших газов целесообразно использовать два основных понятия: токсичность и дымность. Токсичные компоненты − это вредные вещества, входящие в состав отработавших газов. Дымность − это свойство газа, обусловленное наличием в его составе твердых и жидких аэрозольных частиц. Подавляющую часть их массы (свыше 95. 98%) составляет сажа. Сама по себе сажа безвредна, но она может адсорбировать на своей поверхности токсичные вещества типа бенз(а)пирен и другие. Кроме того, сажа имеет неприятный запах и является нежелательным компонентом отработавших газов дизеля.

атмосфера загрязнение судно газ

Таблица 1 - Приблизительный состав отработавших газов двигателей внутреннего сгорания и воздействие их на окружающую атмосферу

Компонент

Содержание в неразбавленных отработавших газах, г/ мСвойства загрязненного воздуха

СО2 (наряду с недостатком О2)

40 . 240

Удушающее действие

SО2

0,1 . . 0,5

Токсичность

СО

0,25 . 2,5

Токсичность

Акролен

0,001 . . . 0,04

Токсичность

NОХ (по NО2)

0,5 . 8

Токсичность

УВ (по С)

0,25 . 2,0

Токсичность

Бенз(а)пирен

0,2 . 0,5

Канцерогенное действие

А, SО2, NОХ, УВ и др.

-

Раздражение слизистых носа, горла, глаз

А, органические соединения, S, УВ и др.

-

Неприятный запах

Сажа

0,05 . 0,5

Ухудшение видимости

Н2О

15 . 100

Влажность, туманообразовапие

NOx, УВ

-

Смогообразование

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Расчет выбросов вредных веществ
Котельная: Количество выбросов загрязняющих веществ от котельной определено технологами и составит: .Азота диоксид -4,31 г/с, 90,6т/год; .Азота оксид -0,7г/с, 14,72т/год ; З.Сажа -1,26 ...

Исследование и разработка декларации безопасности опасного производственного объекта
Пожарная безопасность - состояние объекта, при котором с регламентированной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара, а также обеспечивается защита людей и матери ...

Обеспечение экологической безопасности на военных объектах
Экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности Российской Федерации, тесно связанной с государственной, общественной, оборонной, информационной и иными видам ...

Разделы