«Повестка на XXI век». Принципы обеспечения устойчивого развития

Устойчивое развитие (УР) - это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. Эта формулировка из доклада «Наше общее будущее», подготовленного Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН в 1987 году, стала сутью новой парадигмы развития человечества. В принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году представителями 179 стран «Повестке на XXI век» концепция устойчивого развития приобрела статус важнейшего принципа существования земной цивилизации.

Особенно активно идеи устойчивого развития распространялись в мире в последние 10-15 лет. Большое количество стран сделало реальные шаги по переходу к устойчивому развитию. В них созданы государственные органы, ответственные за устойчивое развитие (советы, комиссии, комитеты при правительствах или главах государств), разработаны или разрабатываются документы национального уровня, ориентирующие развитие на путь устойчивости (концепции и стратегии устойчивого развития, законы, другие нормативные и методические документы). Все большее распространение получают модели устойчивого производства и потребления. Расширяется участие общественности, ученых, бизнеса в решении проблем устойчивого развития.

В Республике Беларусь работу в области устойчивого развития курирует Национальная комиссия по устойчивому развитию при Совете Министров.

Первая Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь была разработана в 1996 году и одобрена Правительством Республики Беларусь в начале 1997 года, став важным шагом в реализации обязательств Беларуси в части выполнения «Повестки на 21-й век» и заложив основы новых подходов к государственному прогнозированию и планированию.

Принципиальным моментом при разработке и реализации Национальных стратегий устойчивого развития является то, что эти стратегии - не просто документы. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет Стратегию устойчивого развития как «согласованный набор демократичных и непрерывно улучшающихся процессов анализа, дебатов, усиления потенциала, планирования и инвестиций, который сочетает экономические, экологические и социальные цели общества, достигая компромисса там, где такое сочетание невозможно» (ОЭСР, 2001). Важным принципом НСУР является партнерство, которое означает вовлечение в данные процессы представителей различных слоев общества, государственных и общественных организаций, ученых, а также деловых кругов.

В настоящее время в соответствии с законодательством Республики Беларусь Национальная стратегия устойчивого развития разрабатывается раз в пять лет на 15-летний период. В 2004 году Президиум Совета Министров Республики Беларусь одобрил Национальную стратегию устойчивого развития Беларуси на период до 2020 года <http://www.fpb-belarus.org/publ/index.htm>.

Содействие реализации Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года является одной из центральных составляющих третьего этапа Программы поддержки Беларуси Федеративного правительства Германии.

Компонентами данной работы в рамках Программы поддержки являются:

Оказание экспертной поддержки разработке местных стратегий устойчивого развития (Местных повесток-21 <http://www.fpb-belarus.org/ustraz/mestnpov.html>),

Информационная работа в области устойчивого развития,

Содействие интродукции принципов устойчивого развития в государственные и местные программы, нормативные и законодательные документы,

Развитие взаимодействия и партнерства государственных и общественных структур на основе совместной работы в области устойчивого развития.

Другие статьи по теме

Характеристика мероприятий по регулированию выбросов в периоды особо неблагоприятных метеорологических условий
В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы, составляются предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятия. При первом режиме работы должно быть об ...

Значимость водоохранных лесов
Леса, помимо хозяйственного, имеют еще особое общественное значение, заключающееся в водоохраной, защитной и лесопарковой их роли. Водоохранное, защитное, гигиеническое и эстетическое зн ...

Характеристика источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от проектируемого производства
К источникам загрязнения атмосферы на проектируемом производстве относятся: котельная (дымовая труба, вентиляционная аспирационная установка АТУ 1); склад угля; бульдозер. В атмосфе ...

Разделы