Экологические аспекты строительства дорожного полотна с добавлением резины

50 лет назад, когда области использования резины не были так многочисленны, создание мостовых из резины для снижения шума и обеспечении чистоты улиц считали перспективным. Сама идея резиновых мостовых родилась более 100 лет назад. Еще в 1870 г. в Англии у одного из лондонских вокзалов был проведен первый опыт устройства резиновой одежды для мостовой. Все булыжники покрыли слоем резины толщиной 5 см. Более целенаправленные эксперименты с резиновыми мостовыми в Англии начались в 1913 г. Тогда на рынке появились так называемые торцы, призванные заменить камни мостовых. Они были различных размеров и форм и состояли из нескольких слоев резины. Нижние слои были более твердыми, а верхние - мягкими.

Во Франции в это же время дело создания резиновых мостовых шло по другому пути. В основу работ были положены исследования инженера де Годемберга, создавшего монолитный резиноасфальтовый слой, в который входил измельченный каучук. Но во время дождя такие мостовые становились скользкими, и Франция тоже перешла на применение торцов. Верхний рабочий слой таких торцов в основном состоял из регенерированного каучука, а нижние - из каучука с различными наполнителями: песком, цементом, известковой пылью. Однако высокая стоимость таких дорог сводила на нет все их преимущества.

Известный русский строитель дорог прошлого века инженер А. Дельвиг считал, что причиной порчи дорог является застой воды в земляном полотне с осени. Весной же освобожденная от снега полоса дороги быстро оттаивает, а находящаяся вокруг мерзлота не дает воде выхода. Полотно раскисает и проседает. Подобный простой, и правильный вывод сделали еще инки, однако во времена Дельвига эта мысль считалась новой и смелой.

Взять хотя бы асфальтобетонное покрытие. Вода проникает под битумную пленку, разрывает ее и не позволяет связующему выполнять свою функцию - соединять в единое целое компоненты асфальтобетона. В конце 50-х гг. во многих странах в него не начали добавлять некоторое количество резины. Первые пять лет никакой разницы не было, по затем дороги без резины покрывались трещинами, а дороги с резиной оставались гладкими. Позднее появились и специальные резины для дорожного строительства. Например, сотрудники Союз ДорНИИ предложили вводить в асфальтобетон термоэластопласты - материалы, сочетающие прочность пластмасс и эластичность резины.

В семидесятых годах на дорогах появились тяжёлые грузовики, с мощными дизелями. В результате повысились требования к качеству покрытия. Асфальтобетон, содержащий всего 2-2,5% термоэластопласта, становится чрезвычайно стойким к воде. Этот материал использовали в Киеве при сооружении подвесного моста через Днепр. Нужно было уменьшить нагрузку, приходящуюся на опоры. Тонкий слой нового дорожного покрытия был легким и прочным. Выявилось и еще одно положительное качество материала, особенно важное при строительстве покрытий на мостах, где гололед бывает чаще: он обладал хорошими фрикционными свойствами. Но применять подобные покрытия приходится только в исключительных случаях, слишком они дороги.

Сейчас во всем мире для дорожного строительства широко используется вторичное сырье, каким являются отработавшие свой срок покрышки. Известно, что устойчивость автомобиля во многом зависит от дороги. Особенно устойчив автомобиль на дороге, покрытой гудроном. Японские специалисты предложили заменить дорогостоящий битум измельченными в крошку покрышками. В смеси с цементом, силикатом натрия и другими веществами крошка образует покрытие, которое прочнее и надежнее асфальтового. Устойчивость автомобиля в дождливую погоду на таком покрытии выше, чем па обычном, а тормозной путь машин сокращается наполовину. Покрытия с резиновой крошкой широко применяются и в Швеции - здесь крошку смешивают с асфальтом и графитом.

    Другие статьи по теме

    Свойства и классификация почв
    Почва - один из важнейших элементов экологической системы Земли. Наряду с солнечным светом, водой, температурой окружающей среды она - компонент внешней среды жизнедеятельности человека. Буд ...

    Воды
    Реки. Густота речной сети на территории района составляет 0,25-0,30 км/км кв. Реки извилисты, имеют малые уклоны и скорости течения. Основным источником питания рек являются зимние осадки. Замерзан ...

    Использование водных ресурсов на предприятии ОАО Промсвязь г. Минска
    Экологическая функция вод весьма многообразна. Воды создают гидрологический режим жизни на Земле. Наличие водных ресурсов имеет исключительно важное значение для существования человека и при ...

    Разделы