Правовое регулирование охраны вод

В результате аварии на Чернобыльской АЭС в окружающую среду было выброшено огромное количество радионуклидов. В Республике Беларусь основная часть радиоактивных выпадений поступила на водосборные территории рек Днепр, Припять и их притоков. Именно эти территории долгое время будут являться потенциальными ландшафтными источниками формирования стока радионуклидов в Днепровскую водную систему. Вместе с тем, по данным мониторинга водных объектов за 2011 год радиационная обстановка на реках Днепровского бассейна стабилизировалась. Превышений республиканских допустимых уровней по содержанию цезия-137 и стронция-90 в поверхностных водах не наблюдалось [37, с.7].

Правовая охрана вод - под ней понимается совокупность правовых средств, направленных на охрану от загрязнения, засорения и истощения природных запасов вод и водных объектов, которые могут причинить вред здоровью населения, а также повлечь уменьшение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные последствия.

По своему содержанию правовая охрана вод представляет собой систему государственных и общественных мероприятий, включающую в себя четыре группы:

. установление научно-обоснованных правовых требований по охране вод, регламентирующих определенные права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан;

. проведение хозяйственно-организаторской работы по выполнению этих правовых требований;

. осуществление государственного и общественного контроля за выполнением требований охраны вод;

. применение мер ответственности к лицам и организациям, виновным в нарушении законодательства об охране вод [17, с.174].

Все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения, истощения и других вредных воздействий, которые могут ухудшить условия водоснабжения, привести к уменьшению рыбных и других запасов водного промысла, ухудшению условий существования диких животных, снижению плодородия земель и иным неблагоприятным явлениям вследствие изменения физических, химических и биологических показателей качества вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушению гидрологического и гидрогеологического режимов [5,].

Под загрязнением вод (водных объектов) обычно понимается поступление в водный объект загрязняющих веществ, микроорганизмов, тепла, нарушающих состав и свойства воды. Загрязнение вод может наступить в результате сброса в водные объекты производственных, бытовых и иных отходов, животноводческих комплексов, удобрений и ядохимикатов, применяемых в сельском хозяйстве, радиоактивных веществ и отходов и т.д.

Засорение вод (водных объектов) представляет собой накопление в водных объектах посторонних предметов. Оно может наступать вследствие сброса в воды строительного мусора, твердых промышленных, бытовых отходов, затонувшей древесины и т.д.

Истощение вод (водных объектов) - это устойчивое уменьшение минимально допустимого стока поверхностных вод или сокращение запасов подземных вод [15, с.88]. Уменьшение запасов воды может происходить по причине бесхозяйственного использования вод, уничтожения водоохранных лесов, нарушения правил забора воды для полива, использования прибрежных земель и т.д.

Водным законодательством установлено, что для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания животного и растительного мира на землях, прилегающих к руслам водотоков или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи по теме

Мониторинг окружающей среды
Проблема сохранения окружающей природной среды и переход современного человечества к устойчивому развитию является сегодня одной из самых важных. Охрана окружающей среды - это очень сложная ...

Мониторинг окружающей среды
Информация о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния давно используется человеком для планирования своей деятельности. Уже более 100 лет наблюдения за изменением ...

Нормативно- правовая база
Деятельность предприятия должна основываться на законодательной базе и согласовываться с нормативными документами Российской Федерации. Закон об охране окружающей среды, №7-ФЗ, определяет правов ...

Разделы