С психологической точки зрения важно отметить, что поиск решения экологических проблем строится в общественном сознании с помощью той же логики, которая привела к их возникновению и значит, в экологическом отношении уже скомпрометировала себя. Согласно этой логике, если человек своим неразумным воздействием нарушил природу (или равновесие с ней), то он же своими воздействиями на природу должен ее вновь восстановить. Поэтому возникает вопрос. Где гарантия того, что человек, стараясь восстановить равновесие между собой и природой, вновь его не нарушит, но уже в "другую" сторону?
Ведь способ мышления по своей сути остался тем же - человек по-прежнему противостоит природе как объекту своих размышлений и предмету своих действий. Даже в том случае, когда целью своих действий он имеет "сохранение природы для последующих поколений". В соответствии с таким способом мышления, в качестве логической основы для осмысления взаимоотношений между человеком и природой как проблемы экологического сознания используются отношения "объект (человек) - объект (природа)" и "субъект (человек) - объект (природа)".
Чтобы в результате благих намерений по сохранению природы "маятник" экологического кризиса не качнулся в другую сторону, необходимо осознание человеком того, что он является таким же носителем общеприродных закономерностей саморазвития (или самоосуществления), как и сама природа.
Такое понимание человека и его взаимоотношений с природой коренным образом меняет экологическую парадигму. Действительно, в этом случае человек и природа уже не противопоставляются друг другу как разделенные сущности. Напротив, человек рассматривается как такая активно действующая, саморазвивающаяся часть природы, которая реализует в своем самоосуществлении общие (универсальные) закономерности, лежащие и в основе саморазвития природы в целом. Тогда человек как субъект уже не противостоит природе как объекту. Напротив, он становится субъектом развития природы и себя самого как одной из ее форм (природных форм бытия).
Вывод
Различная форма представления психики как объекта эколого-психологических исследований ставит нас перед необходимостью обоснования подхода, в рамках которого психические промессы, психические состояния и сознание индивида рассматриваются не только как разные проявления, по и как разные этапы становления психической реальности во взаимодействии человека с окружающей средой. В связи с этим встает необходимость разработки методологических оснований, которые позволяли бы строить изучение психических процессов, психических состояний и сознания как разных форм проявления и уровней психики человека, единых по своей природе, но обретающих разную форму проявления во взаимодействии индивида с окружающей средой.
В ходе решения этой задачи насущной является необходимость в новом направлении психологии развития, в основе которого лежит экопсихологический подход к проблемам развития психики человека как одной из форм природного бытия.
Объемы отходов промышленного производства
Основной
задачей данного подраздела является охрана почвы от загрязнения отходами
производства. Реконструкция котельной по ул. Ленина 160 связана с увеличением
установленной мощности котельной. К д ...
Экологические проблемы в Республике Казахстана
На пороге нового тысячелетия человечество, подводя итог прошлому и
глядя в будущее, признавая достижения цивилизации, не может не осознавать
глобальность экологических проблем и не плани ...
Болезнетворные бактерии как регулятор численности человеческих популяций
На земном шаре не так уж много мест, где нет бактерий.
Бактерии были найдены в почве на глубине 5 м, в пресной и соленой воде и даже
во льдах ледников. Очень много бактерий в воздухе, в моло ...