Характеристика реки Или и Капчагайского водохранилища

В зону водно-транспортного тяготения водохранилища попадают Алматинская и Талдыкурганская области на участке от створа гидроузла до границы с Китаем. Судоходную трассу, проходящую вдоль правого берега, намечалось соответствующими законами, а службу судоходства - средствами транспорта, связи и т.д. Проектом предусмотрено и осуществлено: перенос участков железной и автомобильной дорог Алма-ата - Сары-Озек.

В порядке компенсации ущерба сельскому хозяйству на северном берегу водохранилища планировалось организовать Ченгельдинскийй (площадь 5000га) и Актюбинский (6000га) участки машинного орошения. Около 7000га левобережных мелководий рекомендовалось использовать для выращивания дикого дальневосточного риса и аборигенных растений (рдеста, роголистника и д.р.) для корма скота.

Около 3000-3500га мелководий по левому берегу было признано полезным для развития ондатры с общей промысловой задачей 50000-60000 шкурок ондатры в год.

Планировалось создать постоянную гидрологическую маниторенговую сеть на водохранилище в составе: озерной станции в п.Новоилийске, озерного поста на пристани Чилик, гидрологических постов выше зоны подпора водохранилища и в низовьях рек Каскелен и Чилик.

В задачи гидрометеологической сети ставилось: получение материалов по уровню водохранилища, его водному балансу, ледово-термическому режиму, ветровом режиме, гидрохимическому составу вод рек и самого Балхаша и т.д.

Плотиной Капчагайской ГЭС на реке Или создается водохранилище многолетнего регулирования стока емкостью 28км3. Подпорная отметка уровня воды в водохранилище 485м, обеспечивает среднемноголетний напор в 40м, полезная емкость при сработке 4м составит 6,0км3, площадь зеркала водохранилища около 2000км, длина 155км (по водохранилищу) при максимальной ширине до 22км.

В зону затопления водохранилища попали земли четырех районов Алматинской области: Каскеленского, Энбешки-Казахского, Чиликского, Гвардейского. При нормальном подпорном уровне 485м, в зоне затопления населенных пунктов, оказался рабочий поселок Илийск.

Водохранилищем, на участке между разделом № 6 и станцией Жетеген, на протяжении 18,25км затопилась однопутная магистральная железнодорожная линии Казахской железной дороги. На указанном участке расположены: железнодорожный мост через реку Или, станция Или,разъезд № 67. [10]

Водохранилищем затопился участок автомобильной дороги Алматы - Сары-Озек протяженностью 16км, вместе с дорогой затоплены отдельные участки линий связи, радиотрансляции, станционные сооружения Минсвязи КазССР.

Для санитарной подготовки ложа водохранилища потребовалось очитка территории населенных пунктов, животноводческих ферм, санитарная обработка кладбищ и скотомогильников.

В береговой зоне Капчагайского водохранилища в современный момент наблюдается: переформирование берегов с выработкой устойчивого профиля естественного равновесия, континентальное засоление грунтов и просадочные явления в полосе распространения подпора.

Распространяясь далеко за приделы долины реки Или, водохранилище имеет пологие склоны, что способствует ограничению размеров берегоразрушений. По всему левобережью, начиная от плато Капчагая, до верховий водохранилища, формируются низкие аккумулятивные берега с прибрежными мелководьями .Подпор грунтовых вод и подтопление пологих склонов привели к образованию болотно-солонцовых побережий. При плотиной зоне переработка берегов имеет ничтожные размеры. Здесь формируются крутые абразионные берега на скалистом субстрате. На правобережной части в приделах урочища Мын-Булак (100-130км выше плотины), характерны абразионно-аккумулятивные береговые отмели. Ширина зоны разрушения составляет 100-125м, высота надводного уступа от 3,5-6,0м. По условиям распространения подпора грунтовых вод в пределах зоны влияния выделяют четыре характерных участка:

. Приплотинный в пределах скального плота Капчагай;

. Левобережная озерная часть побережья водохранилища;

. Правобережье водохранилища в приделах озерной части;

. Верховое водохранилище;

Береговая зона водохранилища Капчагайской ГЭС приходит по поверхности пологонаклонной аккумулятивной равнины и предгорным шлейфом отрогов Джунгарского Алатау. Уклоны современной поверхности этих равнин и шлейфов не превышают 6-10м. Наиболее пологими являются береговые склоны левобережной части водохранилища, углы наклона поверхностно аккумулятивной равнины здесь не выходят за приделы 130˚. Относительное распределение крутизны современной поверхности берегов на отметках составляет:

˚-1˚-3˚-314,5км (73,2)

˚ -3˚ 70,5км(16,4%)

˚- 6˚-28,5км (6,0%)

˚- 10˚- 14,7км (3,4%)

˚-4,5км (1,0%)

Из вышеприведенных данных видно, что на берега с пологими склонами (менее 3˚) приходится около 90% от общей протяженности береговой линии водохранилища равной 430км.[11]

или балхашский капчагайский экология

Перейти на страницу: 1 2 

Другие статьи по теме

Восстановление человеком экологических систем и поддержание в них естественного равновесия
Проблема сохранения природного богатства в настоящее время волнует всех. Человек довольно интенсивно использует природу для собственных нужд, тем самым нарушая ее целостность. В результате ...

Биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур
С давних времен человек ведет борьбу с вредителями сельского хозяйства и переносчиками различных заболеваний. В середине этого века, когда в широких масштабах начали применять химические ве ...

Проблемы химического загрязнения почв и грунтовых вод
В условиях демографического кризиса одной из основных задач является минимизация факторов риска, приводящих к дополнительной смертности и заболеваемости населения страны. Загрязнение окружа ...

Разделы