Инструментарий управления устойчивым развитием регионов Юга России как основа экологической безопасности

Международная конференция по охране окружающей среды, проходившая в Рио-де-Жанейро (КОСР РИО-92) предложило всему миру универсальный подход к решению проблем экологической безопасности. Это модель устойчивого развития общества. Не согласиться с тем, что в основе экологических угроз национальной безопасности лежат априори экономические проблемы, межрегиональные и межгосударственные отношения, невозможно. Россия, приобретя на пути политических преобразований множество экономических, социальных, межнациональных и межгосударственных проблем, не могла не принять это предложение. Концепция устойчивого развития России базируется на дифференцированных научных подходах, учитывающих многообразие природных, национальных, социальных, культурных, политических явлений, имеющих место в российском государстве. При этом основной политической задачей остается задача сохранения и укрепления федеративного государства, что стало особенно актуально в связи с политической дестабилизацией на Северном Кавказе.

Тема устойчивого развития настолько многообразна, что каждый новый исследователь может найти в ней новые черты. Например, теме региональных аспектов формирования экологической политики государства были посвящены научно-практические конференции. Например, «Опыт разработки региональной экологической политики и гражданское общество» (г.Новокузнецк), «Юг России: проблемы устойчивого развития» (г.Ростов-на-Дону) и др.На этих конференциях были представлены проекты концепции экологической политики в крупных регионах России. В них подробно освещается проблема взаимодействия власти, бизнеса и общественности, что является на данном этапе единственно верным путем обеспечения устойчивого развития регионов.

По мнению В.Г.Игнатова, «устойчивое социально-экономическое развитие регионов характеризуется его реальной возможностью обеспечить положительную динамику уровня и качества жизни населения, которая гарантирует достойную жизнедеятельность не только живущим, но и будущим поколениям». Сегодня нет сомневающихся в том, что социально-экономическая устойчивость страны напрямую зависит от устойчивости развития субъектов Российской Федерации, ибо она определяется, в первую очередь, формированием и функционированием единого экономического пространства.

Устойчивое развитие Южного региона требует принятия целевых региональных программ как наиболее активного метода регулирования рыночной экономики. Они позволяют решать как текущие, так и стратегические задачи, поскольку являются инструментом прямого государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории. Комплексное планирование регионального развития проводится в двух направлениях: обще-территориальном и программно-территориальном.

На Юге России федеральные целевые программы осуществлялись уже с 1999 года. Это социально-экономические программы развития республик Северного Кавказа, Ставропольского края, Ростовской области, г. Сочи.

С 2002 года началась реализация крупномасштабной федеральной программы социально-экономического развития «Юг России».

Проблемы обеспечения устойчивости Юга России напрямую зависят от уровня экономической самостоятельности каждого из входящих в округ субъектов Федерации. Путь к этой самостоятельности на Северном Кавказе будет длинным и сложным и лежит он в политической плоскости. История показывает, что силой никто и никогда не мог удержать народы, поэтому чрезвычайно важно, завершив контртеррористическую операцию в Чечне, восстановить народное хозяйство республики. Однако и в других регионах Северного Кавказа немало нерешенных проблем. Более того, они обостряются в Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, зачастую вызванные межнациональными противоречиями. Среди многих проблем экологические проблемы являются производными и их решение, в равной мере, как и других, зависит от степени обеспеченности региона экономическими ресурсами. Чем выше экономический ресурс, тем быстрее реализовываются социальные, экологические и другие проекты. Дотационный характер экономического ресурса может только придать импульс развитию на первом этапе. Успех будет зависеть от правильности выбора направления экономического развития, основой которому должны служить местные ресурсы. Субъекты Юга России имеют достаточный внутренний ресурс, раскрутить который возможно только при взвешенной, целенаправленной, согласованной политике государства и регионов. Не зря их называют «жемчужиной России». На ее развитие Правительство РФ направляет немалые средства, но распределены они неравномерно. Программа «Юг России», рассчитанная до 2012 года, имеет ряд целевых федеральных программ и подпрограмм. При этом из федерального бюджета выделяются средства на «Модернизацию транспортной системы России», «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта», «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской республики» и др. ФЦП «Юг России», принятая в 2001 году, была призвана создать условия для стабильного социально-экономического развития региона. Она предназначалась для реализации во всех субъектах юга России, кроме Чеченской республики (там действует специальная федеральная программа).

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Санитарно-экологическая оценка животноводческих предприятий
В XX веке экологические проблемы приобрели глобальный характер в связи с необходимостью предотвращения деградации природы, истощения ресурсов и достижения устойчивого развития на планете. В ...

Оценка свойств примененного в работе магнитнозащитного материала
Актуальной проблемой физиологии, медицины, а так же молекулярной биологии является изучение реакции организма на воздействие экстремальных факторов. Одним из видов таких факторов является эл ...

Расчет необходимой степени очистки сточных вод
Водоотведение - это отрасль народного хозяйства, решающая вопросы обеспечения и постоянного улучшения санитарного состояния воды населения сел, городов и окружающей природной среды. Совреме ...

Разделы