Особенности региональной политики экологической безопасности

Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности в федеративном государстве имеет особое значение. Взаимоотношения между федеральным центром и субъектами Федерации в России в настоящее время носят амбивалентный характер, свойственный всем институтам переходного общества. С одной стороны, многие исследователи отмечают отсутствие продуманной стратегии проводимой экологической политики, с другой стороны - государство зачастую пытается регламентировать те области региональной жизни, которые и с точки зрения конституционного права, и из соображений целесообразности, должны были бы находиться в компетенции региональных властей. В частности, вопросы природопользования и обеспечения экологической безопасности. По этим направлениям центральная власть непосредственно (через территориальные) органы до последнего времени управляла регионами, вместо опосредованного государственного управления через региональные администрации.

Термин «региональная политика» прочно вошел в лексикон российских политиков, часто упоминается он и в научных исследованиях. Однако его толкование до сих пор остается достаточно противоречивым. Под него подгоняется едва ли не весь спектр социально-экономических и политических проблем и методов их решения на том основании, что почти все они имеют региональную привязку или региональную специфику.

Можно выделить три основных круга проблем, где используется понятие региональной политики:

1. различного рода отношения между федеральными и региональными органами власти;

2. государственное вмешательство в развитие отдельных территориальных, прежде всего административных, образований с целью преодоления значительных региональных различий в условиях жизни;

. собственная политика субъектов Федерации: социальная, экономическая, промышленная, экологическая и др.

В большинстве случаев понятие «региональная политика» в России употребляется в широком смысле слова, без выделения различий в обозначенных проблемах. Причем, прежде всего, рассматриваются первый и второй круг проблем.

По мнению Штутберга Б.М. и Введенского В.Г существо региональной политики заключается в том, чтобы максимально использовать в интересах всего общества благоприятные территориальные, социокультурные и иные предпосылки и факторы и минимизировать негативное влияние неблагоприятных природных, социально-экономических факторов на положение и статус отдельных регионов.

Суровов С.Б определяет региональную политику как деятельность органов власти и управления по обеспечению оптимального развития и решения территориальных проблем межрегионального и общегосударственного характера.

Региональная политика является сердцевиной, ядром в системе регулирования территориального развития, а выходя за рамки определенных административных образований,- ядром межрегиональных взаимоотношений.

Одним из важнейших направлений «Экологической доктрины Российской Федерации» является территориальная экологическая политика. Это не случайно. В силу размеров нашей страны, разнообразия природно-климатических и ресурсных условий, ее федеративного устройства большое значение при формировании национальной экологической политики имеют ее региональные аспекты. Делегирование части полномочий на уровень субъектов или муниципальных образований способно придать управлению качеством окружающей природной среды большую эффективность. В этом плане достаточно интересен опыт других стран. Например, для американской системы охраны окружающей среды характерна децентрализация. Она проявляется в том, что ряд полномочий (в частности, установление нормативов на загрязнение воды, регулирование деятельности источников загрязнения воздуха) делегирован на местный уровень, так как решение данных локальных проблем не требует единых общенациональных стандартов.

Для Российской Федерации, с ее уникальной по своей сложности территориальной организацией государства, необходима взвешенная и эффективная региональная политика, в том числе, в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды. Она в конечном итоге должна привести к повышению уровня и качества жизни, неотъемлемой составной частью которых является благоприятная для жизни окружающая человека среда.

Региональная политика обеспечения экологической безопасности должна опираться на ряд ключевых положений:

· включение экологической безопасности в число приоритетных направлений социально-экономического развития;

· ориентация на использование экологически чистых технологий и практик во всех отраслях народнохозяйственного комплекса;

· бассейновый подход к управлению природопользованием и охраной окружающей природной среды;

· использование региональных экологических нормативов, норм и правил природопользования.

Природопользование - специфический вид деятельности, который не может базироваться на отраслевых принципах, как и управление в этой сфере. Доминирующую роль в построении и регулировании всей системы должны играть природные эколого-экономические, а не только хозяйственные и административно-территориальные факторы.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Механическая очистка сточных вод
Сохранение гидросферы при непрерывном увеличении водопотребления и загрязнения водоемов промышленными и бытовыми отходами является одной из основных экологических проблем современности. Уже ...

Органы контроля и регулирования природопользованием
Гармоничное сотрудничество человека с природой, его разумная общественная деятельность, которая регулирует и контролирует обмен веществ между природой и обществом, стало в современную эпоху ...

Биоиндикационная оценка состояния городской среды по величине флуктуирующей ассиметрии березы повислой на примере микрорайона Юбилейный
Огромную роль в оздоровлении воздушного бассейна играют древесные растения, выступающие в роли своеобразного естественного фитофильтра, аккумулирующего и частично дезактивирующего токсически ...

Разделы