На предотвращение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности направлены сформулированные в Законе основные положения об экономическом механизме охраны окружающей среды, о нормировании качества окружающей среды, об экологической экспертизе, о чрезвычайных экологических ситуациях, об экологическом контроле, а также экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.
К конституционно-правовым гарантиям права на экологическую безопасность и благоприятную окружающую природную среду относятся:
· закрепление понятия "экологическая безопасность" как сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
· закрепление конституционного права на благоприятную окружающую среду конституционных механизмов защиты прав человека и гражданина, права на предоставление достоверной информации о состоянии окружающей среды;
· деятельность специально уполномоченных органов как гарантов экологической безопасности человека по таким направлениям, как экологически обоснованное размещение производительных сил, экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта, коммунального хозяйства, сельского хозяйства;
· определение перечня наиболее экологически опасных объектов, организация их безаварийного функционирования и охраны;
· установление пределов и конкретизация случаев ответственности за экологические результаты хозяйственной деятельности;
· оценка хозяйственной емкости локальных и региональных систем; ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф.
Важно отметить, что обеспечение экологической безопасности невозможно только внутренними мерами. Для достижения этой цели требуется организация широкого сотрудничества с другими государствами.
В науке прочно утвердился термин «глобальная экологическая безопасность». На наш взгляд, целесообразно считать принцип экологической безопасности новым принципом международного права.
Правовые нормы, содержащиеся в международно-правовых актах, оказывают все большее влияние на обеспечение экологической безопасности России, так как Конституция РФ в ст. 15 определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Российская Федерация, даже не являясь участницей международного соглашения, при создании своего закона, тем не менее, должна учитывать принципы и нормы, сформулированные в таких соглашениях. Подобная заинтересованность, обусловлена перспективами вхождения России в европейское и глобальное правовое пространство по вопросам технической и экологической безопасности.
Экологическая безопасность является значимым элементом национальной безопасности и занимает в ее системе одно из ключевых мест. Однако, как справедливо подчеркивает Ф.Г. Мышко, «системной концепции государственного управления сферой обеспечения экологической безопасности до сих пор не существует». В правоведении и юридической практике за истекшее десятилетие предлагались и реализовывались более 50 различных концепций. Между тем ни одна из них не была посвящена сугубо экологической отрасли, тем более ее безопасности.
Экологический кризис в России и пути его преодоления
«Экология»
- наука об отношениях организмов друг к другу и к окружающей среде. Экология
тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география,
физика. Экология изучает ...
Экологические проблемы в Республике Казахстана
На пороге нового тысячелетия человечество, подводя итог прошлому и
глядя в будущее, признавая достижения цивилизации, не может не осознавать
глобальность экологических проблем и не плани ...
Экологические проблемы Забайкалья
Экология (от греч. оikos - обиталище, местопребывание) - это и есть наука о родном доме
человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. В более строгом
определении экология - компл ...