Опыт Ботанического сада в Иркутске в реабилитации детей и подростков с девиантным поведением и специальными нуждами

Под руководством сотрудников Сада они учатся готовить различные типы почвенных субстратов, сеять семена овощных, цветочных и древесно-кустарниковых культур, пикировать сеянцы, высаживать рассаду, черенковать комнатные растения и ягодные культуры, прививать плодовые культуры, подкармливать, мульчировать и т.д. - то есть осваивают практические навыки выращивания растений. Кроме того, перед началом работы сотрудники Ботанического сада проводят вводные занятия - практикумы с объяснением того, что, как и почему следует делать. В зимнее время несколько занятий посвящаются работе с флористическим материалом - изготовлению коллажей, настенных панно. Материал для таких занятий дети заготавливают сами осенью.

Занятие флористикой, как в Ботаническом саду, так и в школе позволяет развивать творческие способности у детей. Сотрудники БС ИГУ организуют выездные занятия с детьми в спецшколе.

Для воспитания чувства ответственности у каждого ребенка есть закрепленное за ним растение, за которым он имеет возможность регулярно наблюдать и ухаживать. Каждый ребенок ведет дневник наблюдений, где он отмечает все изменения, происходящие как с растением, так и лично с ним. Совместное с сотрудниками проведение праздников, например, Дня знаний, Нового года значительно расширяет круг общения таких подростков, прививает навыки поведения в обществе. Важно отметить, что среди воспитанников спецшколы подростки, состоящие в так называемой «садоводческой бригаде», пользуются особым уважением. Они очень дружны между собой и считаются своеобразной "элитой" спецшколы, т.к. посещение Ботанического сада - одна из немногих возможностей для подростков выйти за пределы режимного учреждения.

Методы садовой терапии позволяют привить подросткам определенные трудовые навыки и дать им знания, которые в дальнейшем помогут либо получить профессию, либо будут просто полезными на протяжении всей жизни при работе на личных земельных участках, что особенно важно для проживания в условиях Сибири. Психологи спецшколы постоянно тестируют подростков из «садоводческой бригады». Наблюдаются существенные изменения в личностной сфере воспитанников спецшколы, проходящих курс садовой терапии. По сравнению с началом занятий уже к середине учебного года у подростков значительно снижается уровень личностной тревожности. Большая часть таких подростков адекватно оценивают свои способности и возможности в достижении успеха в деятельности и общении. Эти учащиеся отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большой продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. У всех воспитанников, проходящих курс садовой терапии, позитивное отношение к себе и окружающим.

В садоводческой группе выявляется более благополучный уровень межличностных отношений. Подростки стремятся к сотрудничеству, у них выражена готовность помогать и сочувствовать окружающим, ответственность, доброжелательность, коллективизм. Развивается самостоятельность, умение принимать решения. Работа с разными видами растений, знание их названий способствует расширению кругозора, развитию памяти, стремлению к познанию нового, повышению экологической грамотности. Работа с мелкими семенами (в процессе их сбора, очистки, посева) способствует развитию моторики рук, улучшается зрительно-моторная координация.

В целом, психологами отмечается положительная динамика личностного роста воспитанников спецшколы, проходящих курс садовой терапии в БС ИГУ. Работа с подростками, имеющими криминальное прошлое, осуществляется все эти годы на инициативной основе без какого-либо специального финансирования, хотя используются учебные, растительные и другие ресурсы Ботанического сада с вовлечением сотрудников на добровольной безвозмездной основе. Следует отметить, что для реализации Садовой терапии не требуются какие-либо исключительные или дорогостоящие ресурсы. У сотрудников БС ИГУ присутствует чувство морального удовлетворения потому, что бывшие малолетние преступники, работая с растениями, становятся более внимательными по отношению к окружающим, более доброжелательными, уравновешенными.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Восстановление человеком экологических систем и поддержание в них естественного равновесия
Проблема сохранения природного богатства в настоящее время волнует всех. Человек довольно интенсивно использует природу для собственных нужд, тем самым нарушая ее целостность. В результате ...

Зоопланктон водоемов месторождений песка Гомельского района Гомельской области и его индикационное значение
Термин «планктон» впервые был введен в науку немецким ученым В. Гензеном в 1887 г. Зоопланктон- совокупность дрейфующих и парящих в воде животных- невозможно четко отделить от другого кру ...

Животный мир
Большая часть животных района - представители тайги: бурый медведь, лось, соболь, рысь, заяц-беляк, росомаха, бурундук, колонок, белка-летяга, обыкновенная белка, глухарь, рябчик, кедровка и др. Ра ...

Разделы