Ответственность за нарушение водного законодательства

Так же уголовная ответственность наступает за нарушение правил водопользования.

Нарушение правил водопользования, повлекшее по неосторожности истощение водного объекта, наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения [4,].

Очевидно, что во многих случаях действия, вызывающие наступление вредных последствий для окружающей природной среды (это относится и к случаям загрязнения вод), виновные умышленно нарушают предписания природоохранного законодательства, правила безопасности, должностные инструкции, которых, большинство белорусов толком и не знают.

Вина характеризуется именно волевым элементом поведения субъекта, его отношением к тому признаку объективной стороны, в котором концентрируется общественная опасность преступления: при совершении преступления с формальным составом к деянию, при совершении преступления с материальным составом - к его общественно опасным последствиям. Потому все лица, привлекаемые к уголовной ответственности по ст.272 УК, признают свою вину частично: делали умышленно, "вред никому и ничему причинить не хотели".

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигнувшее 16-летнего возраста и вменяемое. Но на практике, субъектами преступления, предусмотренного ст.272-273 УК, являются должностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и негосударственных учреждениях, предприятиях и организациях, значительно реже - граждане.

Объяснить такое положение достаточно просто. В рассматриваемый период времени все производственные и иные фонды: техника, удобрения и пестициды, лес и мазут шлюзы и сепараторы и т.п., - находились в собственности государства или квазиобщественных образований (коллективная собственность), т.е. во владении и распоряжении хозяйственных руководителей. Тем имуществом, которое находилось в личной собственности граждан, одномоментно причинить существенный вред водоемам было физически сложно.

Эта ситуация в нашей стране постепенно изменяется: в собственности самых разных организаций и даже отдельных граждан (фермеры, домовладельцы, собственники транспортных средств) повсеместно оказываются такие объекты и технические устройства, неправильная эксплуатация которых может привести к чрезвычайной экологической ситуации.

Что же касается возмещения убытков причиненных нарушением водного законодательства то, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное [2,].

В случае если убытки причинены в результате действия (бездействия) двух или более водопользователей, нанесенный ими ущерб возмещается каждым из них в соответствующих долях.

Возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения водного законодательства Республики Беларусь, не освобождает виновных от платы за пользование водными объектами и осуществления мер по ликвидации последствий, вызванных этим нарушением [26, с.132]. Убытки, причиненные водопользователю прекращением или изменением условий водопользования, подлежат возмещению за счет причинивших эти убытки, за исключением случаев, когда причинение убытков произошло по вине самого водопользователя. Гражданский Кодекс Республики Беларусь предусматривает два способа возмещения вреда - в натуре и в денежном выражении. Согласно ст.951 Гражданского Кодекса, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (представить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или полностью возместить причиненные убытки [45, с.67-70].

При этом вред, причинённый нарушением водного законодательства государству, рассчитывается на основе "Методики подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства".

Методика предназначена для определения размера убытков, которые понесло государство в результате нарушения водного законодательства Республики Беларусь. Методика содержит единые правила и определяет порядок подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами Республики Беларусь, а также другими юридическими и физическими лицами, включая иностранных.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Характеристика мероприятий по регулированию выбросов в периоды особо неблагоприятных метеорологических условий
В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы, составляются предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятия. При первом режиме работы должно быть об ...

Антропогенная трансформация ландшафтов при промышленной добыче углеводородного сырья
Только за последние три пятилетки добыча нефти на промыслах Тюменской области возросла с 1 до 312 млн. тонн. В сферу антропогенной трансформации вовлечено более 1 млн. кв. км ранее весьма с ...

Экология природопользования
Проблема взаимодействия природы и общества приобрела особую остроту на современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе развития. На этом э ...

Разделы