Ответственность за нарушение водного законодательства

Предусматривая развернутую правовую регламентацию отношений водопользования, государство добивается строгого соблюдения водного законодательства как самими водопользователями, так и другими предприятиями, организациями, учреждениями, а также гражданами. Государство защищает установленные им права водопользователей от всяких посягательств и в то же время требует от самих водопользователей неуклонного выполнения возложенных на них обязательств. Тем самым осуществляется защита права водопользования в субъективном и объективном смысле, т.е. как субъективного права предприятий, организаций, учреждений и граждан, так и института водного права.

В целях защиты права водопользования законодательство предусматривает систему мер, направленных на пресечение правонарушений в той области и восстановление нарушенных прав водопользователей. Применение всех этих мер происходит обычно путем приведения в действие механизма юридической ответственности за нарушение водного законодательства, которая наряду с системой государственного управления и контроля, приобретает исключительно важное значение в деле защиты права водопользования [19, с.287].

Ответственность за нарушение права водопользования рассчитана на то, чтобы в необходимых случаях принуждать водопользователей к выполнению своих обязанностей перед государством и другими субъектами права. Вместе с тем она имеет целью принуждать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, отдельных должностных лиц и граждан к такому поведению, при котором обеспечивалась бы защита законных прав и интересов водопользователей, законность всех действий, связанных с организацией использования и охраны вод в нашей стране. Основанием привлечения к имущественной ответственности является нарушение законодательства в области охраны окружающей среды [30, с.163].

Ответственность выражается прежде всего в установлении и применении санкций к предприятиям, учреждениям, организациям и лицам за их действия или бездействие, нарушающие требования об обязанностях водопользователей или гарантированные законом права водопользователей. Санкции применяются к предприятиям, учреждениям, организациям и лицам, виновным в нарушении права водопользования. Факт правонарушения и вина правонарушителя лежат на основе ответственности в субъективном и объективном смысле [18, с.146].

Применительно к видам ответственности нарушения права водопользования подразделяются на преступления, административные и дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты. Такая классификация видов водных правонарушений тесно переплетается с предыдущими классификациями и дополняет их.

Все правонарушения в области использования и охраны вод можно разделить на два вида:

. правонарушения, связанные с нарушением права собственности на водный объект:

самовольный захват водного объекта;

самовольное водопользование;

переуступка права водопользователя;

иные сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие права собственности Республики Беларусь.

Все эти действия являются незаконными, а самовольно захваченные водные объекты возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных захватившими их лицами за время незаконного пользования [5,].

. правонарушения, связанные с нарушением в области использования и охраны вод:

реализация проектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

загрязнение и (или) засорение вод либо нарушение режима содержания водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, а также нарушение установленного водоохранного режима на водосборах, вызвавшем загрязнение вод, водную эрозию почв и другие негативные явления;

ввод в эксплуатацию промышленных, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и (или) засорение вод либо их вредное воздействие;

ввод в эксплуатацию промышленных, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, обеспечивающих учет и рациональное использование вод;

забор воды с превышением лимитов, утвержденных уполномоченными на то органами государственного управления, или нерациональное ее использование;

самовольное проведение гидротехнических работ (строительство прудов, дамб, плотин, каналов, накопителей природных и сточных вод, бурение скважин на воду и т.п.), а также других работ на водных объектах, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, зонах санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Мониторинг среды обитания
Мониторинг- это система наблюдений, оценки и прогноза позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Прежде всего, это мониторинг антропог ...

Автоматизированные системы контроля загрязнения воздушного бассейна
Окружающий нас воздух (атмосфера) является важнейшим фактором обеспечения нашей жизни. Стоит прекратить поступление воздуха в организм через органы дыхания, как уже через короткое время нас ...

Восстановление человеком экологических систем и поддержание в них естественного равновесия
Проблема сохранения природного богатства в настоящее время волнует всех. Человек довольно интенсивно использует природу для собственных нужд, тем самым нарушая ее целостность. В результате ...

Разделы