Потребности в природопользовании

Процесс удовлетворения личных и общественных потребностей в природных ресурсах, свойствах и качествах природных ресурсов и объектов природы, т.е. вещественной и невещественной составляющих (с изъятием и без изъятия вещества, элементов, тел природы), заключается в их сочетании, обособлении и регулировании.

Потребности личные в свою очередь обусловлены материально-вещественной составляющей, социальными и духовными потребностями. Последние непосредственно связаны с природопользованием, и в зависимости от уровня развития человека как личности (человек становится существом социальным по мере «отрыва» от природных условий и факторов существования, поскольку он является· существом биологическим и частью природы) происходит «смещение» потребностей на более высокие «этажи». Иными словами, человек все заметнее отдаляется от уровня не только потребителя вещества, элементов природы.

В общем виде потребности человека можно разделить на материально-вещественные, социальные (общественные) и духовные (интеллектуальные), т. е. по уровням, которые определяют его сущность - биологическую, социальную, духовную. В обществе (на уровне социальных потребностей) удовлетворение человеческих потребностей в природопользовании происходит в условиях общности потребностей (человек должен считаться с потребностями других членов общества) и при необходимости затрат совместных усилий для удовлетворения потребностей. Вторая особенность обусловлена не столько тем, что на одно и то же свойство, качество «нацелены» потребности многих потенциальных потребностей, столько тем обстоятельством (объективно), что природные ресурсы, объекты природы не подчиняются границам, ареалам распространения социальной организованности людей, каковыми являются административно - локальные территории сосредоточения людей по характеру хозяйства, национальным признакам, принципу государственности. В той или иной степени природные ресурсы и объекты проявляют себя как объективные, взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы всего природного комплекса. Поэтому люди, организовавшись на разных уровнях общности (социальная общность), объективно вынуждены согласовывать свои действия и поступки в процессе использования природных ресурсов и объектов природы. В противном случае преобладание удовлетворения отдельных потребностей отдельной локально организованной социальной общности обязательно приведет к изменению возможностей удовлетворять потребности в других свойствах, качествах природных ресурсов и объектов природы или потребности другого социального общества. Таким образом, переход от удовлетворения потребностей только одного индивидуума (не элемента социальной общности!) к удовлетворению потребностей общества неминуемо связан с необходимостью регулирования своего отношения к природе (как отдельного субъекта, так и сообщества людей). Появляется объективная потребность в согласовании поведения в природопользовании, действий по отношению к природной среде, или точнее, необходимость управления природопользованием.

Принципиально процесс управления (воздействия на природопользователей) заключается в достижении оптимального соотношения масштабов, темпов осуществления единого процесса природопользования: использования, охраны, воспроизводства, во времени, пространстве, для многих потребителей разных свойств, качеств природных ресурсов и объектов, в разрезе видов ресурсов, объектов природы, как вовлеченных в хозяйственный оборот для удовлетворения потребностей, так и перспективных.

Потребление характеризуется использованием чего-либо в процессе удовлетворения нужд отдельного человека и общества в целом. Применительно к природопользованию потребление должно рассматриваться в двух главных аспектах:

. как использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей;

. как использование части общественного продукта для того, чтобы поддерживать условия удовлетворения потребностей на длительном отрезке времени (в период жизни человека) и для будущего поколения, если человек и человечество в целом задумывается над этим, т. е. когда присутствует элемент гуманности - признание права других людей и будущих поколений на потребности в природопользовании как основы существования.

Первый аспект в природопользовании обусловлен тем, что индивидуум не способен не только приспосабливать, преобразовывать элементы, вещества, силы свойства, качества природных ресурсов и объектов (хотя бы потому, что человек, человечество - только частица, отдельный элемент системы, которая называется природой), но и существовать самостоятельно, создавая в одиночку предпосылки для будущего потомства. С философских позиций это можно объяснить так: человек как элемент системы (природы) может только «возмутить», но не преобразовать систему, так как в ней наличествует множество других элементов и, кроме того, эта система является открытой, не ограниченной только сферой планеты Земля.

Второй аспект требует более детального пояснения в силу того, что на определенном этапе развития человеческого общества «возмущающие» действия достаточно компенсировались самовосстанавливающей способностью саморегулирующейся (количественные и качественные элементы баланса в природе) системы (природы). Но в связи с тем, что деятельность человека стала соизмеримой с масштабами процессов, происходящих в природной среде, дальнейшее существование человека без должной «помощи природе» в регулировании его состояния стало опасным для него же самого как части природы. Способности человека изменять природные комплексы, не говоря о количественных и качественных показателях баланса, в природе резко увеличились. Но попытка регулировать процесс вмешательства в условия поддержания природного равновесия, т.е. первоначально оправданный процесс борьбы противоположностей (устоять перед силами природы и выжить, так как не всегда и не везде условия природы благоприятствуют условиям жизни человека), «зашел» слишком далеко - человек стал эгоистичным по отношению к природе-матери. Известная аналогия. В молодости, беря у родителей все необходимое, человек должен (и в основном это делает) им помогать потом, став способным не только удовлетворять свои потребности, но и потребности родителей. Этот пример должен быть распространен и на процесс взаимоотношений человека и природы.

Поскольку человек как биологический элемент природы заметно активизировал свою деятельность по изменению природной среды, чрезмерно увеличив масштабы изъятия вещественной части природных ресурсов, объектов, постольку сегодня не в меньшей мере он должен усилить свою работу по возмещению, компенсации последствий и по предотвращению их в будущем. В самой природе (системе) есть объективные предпосылки для того, чтобы предотвратить деградацию ее, «не допустить разрушения системы по прихоти одного из ее элементов». Прежде всего это потенциал системы, позволяющий заменить традиционные энергетические ресурсы, способы удовлетворения материально-вещественных потребностей человечества. Основной путь - создание малоотходных производств и технологий, схем использования свойств и качеств природных ресурсов и объектов по последовательно повторному принципу, согласно которому удовлетворяются потребности многих потребителей при минимальном увеличении потребления природных ресурсов и минимальном вовлечении в хозяйственный оборот объектов природы. Это логично: при всей ограниченности возможностей человека как элемента все же возможно функционирование малоотходных производств как части безотходной системы, свойственной природе.

потребность природопользование удовлетворение

    Другие статьи по теме

    Воздействие на окружающую среду вредных веществ в результате выброса сжигаемого попутного нефтяного газа
    Промышленность как сфера деятельности характеризуется огромными запасами и использованием больших объемов химических веществ, высоких давлений, температур, скоростей, массивных крупногабар ...

    Экологические проблемы Аральского моря и пути их решения
    Истощение вод следует понимать как недопустимое сокращение их запасов в пределах определенной территории (для подземных вод) или уменьшение минимально допустимого стока (для поверхностных во ...

    Зоопланктон водоемов месторождений песка Гомельского района Гомельской области и его индикационное значение (2)
    Курсовая работа включает, 1 таблицу, 3 рисунка, 27 источников. Ключевые слова: зоопланктон, планктонные формы. Объект исследования: зоопланктон, планктонные животные, ракообразные. П ...

    Разделы