Следующим шагом в развитии нового взгляда на взаимосвязь человека и природы явилось учение о ноосфере В.И. Вернадского, который предвидел, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли. Биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума -ноосферу. Развитие окружающей среды и человеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместная эволюция, в которой невозможно господство интересов одной из сторон) (В. И. Вернадский и современность, 1986).
В продолжение своей аргументации С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин (1996а) привлекают так называемую универсальную этику (Г. Торо, М. Ганди, А. Швейцер), которая сыграла несомненную роль в преодолении взглядов на природу как на простой объект человеческих манипуляций. Универсальная этика не проводит разграничения между ценностью человека и другими живыми существами: жизнь насекомого столь же ценна, как и жизнь человека, иными словами, представители природы такие же полноправные субъекты, как и человек. Ее важнейший постулат заключается в утверждении необходимости распространения сферы действия человеческой этики на все природное. Как показывают эти же авторы, в последнее время идеи универсальной этики находят все больше сторонников в разных странах среди ученых в различных областях науки: например, эколог О. Леопольд - в США, культуролог Г.Д. Гачев - в России, философ В. Хесле - в Германии и др. Они считают, что на природу нельзя смотреть только как на материал, сырье для труда и "окружающую среду", т.е. утилитарно - эгоистически, как подходят к ней в сфере производства, техники и в точных науках. Природу - надо воспринимать как самоценность и понимать как субъект.
В настоящее время ситуация меняется. Появляется все больше предпосылок к изменению общего уровня сознания в сторону духовно - нравственного развития. «Аксиологический анализ концепций развития цивилизации позволил определить в качестве доминанты новой цивилизационной парадигмы - экологическую культуру, ценности которой противоположны ценностям современного потребительского общества. С понятием "экологическая культура" в современных философско-культуологических работах все чаще связывается благополучное развитие человеческой цивилизации» (И.В. Цветкова, 2000). Именно в этом лежит, по нашему мнению, одна из основных причин экспансии "экологизированных" слов и выражений в науке, в образовании, в политике, в производстве и в быту, а также призывов обратить взор человечества к природе вокруг себя и к собственной природе человека. Однако, к сожалению, подобная "экологизация" чаще всего носит декларативный характер.
Ботанические сады России
Ботаническими
садами являются организации, имеющие документированные коллекции живых
растений, использующие их для научных исследований, сохранения биоразнообразия,
демонстрации и образоват ...
Распределение природных ресурсов между разделенными этносами
Наряду
с расами человечество существует в этносах, имеющих свой этноним, т.е.
собственное имя, относительно стабильные особенности культуры и психики.
Этническая общность более явственно пр ...
Мониторинг окружающей среды
Проблема сохранения окружающей природной среды и переход современного
человечества к устойчивому развитию является сегодня одной из самых важных.
Охрана окружающей среды - это очень сложная ...