Формирование норм права в сфере природопользования и охраны окружающей среды

История формирования правовых экологических норм. В большинстве развитых стран мира правовое регулирование природопользования началось на местном уровне - в виде распоряжений и законов для отдельных предприятий, отраслей хозяйства, территорий, регионов, городов.

Самым ранним законом, относящимся к охране среды, принято считать эдикт 1273 г., запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. В России одними из первых в этой сфере были законы, направленные на охрану отдельных элементов окружающей среды от истребления на определенных территориях. Так, ряд указов Петра I касался рационального использования и восстановления лесов, а также запрещения хищнической ловли рыбы, отстрела крупных животных в окрестностях Санкт-Петербурга.

Позднее появились законы национального уровня. В Европе законы по рациональному природопользованию были приняты в XIX - начале XX в. Так, в 1863 г. был принят Закон Великобритании о щелочном производстве, в котором регулировалось загрязнение атмосферного воздуха химическими предприятиями. В 1917 г. был принят Закон Франции, регулировавший размещение промышленных предприятий с учетом их экологической опасности. В Нидерландах первым в этой области права стал «Закон о зловредности» (Мшзапсе АсС, 1875), который и сейчас является основой природоохранной политики на региональном уровне. В России в первой четверти XX в. приоритет отдавался созданию особо охраняемых территорий (например, декрет 1921 г. «Об охране памятников природы, садов и парков»).

Как правило, впоследствии региональные и местные законы образовывали единую систему с общенациональными. Для государств - членов эффективно действующих интеграционных группировок (ЕС, НАФТА) приоритетную роль играют решения и директивы на уровне руководящих органов интеграции. По важнейшим проблемам природопользования заключаются Международные договоры, они ратифицируются государствами и становятся важными источниками права.

Нормы экологического права в Конституции. Важнейшим государственным документом в области охраны окружающей среды и экологических прав граждан является Конституция. В основном законе страны - ее Конституции - закрепляются обязанности государства защищать окружающую среду и нести ответственность в этой сфере перед своими гражданами. Модель построения «конституционного экологического государства» находит отражение как в тексте конституций, но может быть и результатом интерпретации конституционных норм. Поэтому формы защиты окружающей среды в конституциях разных стран могут отличаться, что иллюстрирует табл. 2.1.

Таблица 2.1

Формы защиты окружающей среды в конституциях различных стран

_Форма отражения в конституции страны экологических прав и обязанностей граждан и государства

Страны

Закреплена обязанность государства защищать окружающую среду

Австрия, Греция, Германия, Голландия, Испания, Польша, Португалия, страны Балтии, Украина, Швейцария

Закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду

Бразилия, Португалия, Испа-ния, Белоруссия, Россия, Турция, Украина

Защита окружающей среды провоз-глашена государственной целью

ФРГ, Казахстан

Закреплена обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

Россия, Белоруссия, Украина

В Приложении 3 приведены некоторые выписки из Конституции РФ.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. имеется как статья, закрепляющая право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), так и статья, закрепляющая обязанности граждан (ст. 58): «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Включение этих статей в текст Основного закона отражает современные тенденции расширения круга основных прав и свобод человека и обеспечения их наиболее высоким, конституционным, уровнем защиты.

Структура природоохранного законодательства. Структура природоохранного и ресурсного законодательства может быть рассмотрена и по предметно-отраслевому принципу: от нормативных актов наиболее общего характера (в РФ к таковым относятся Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.) к нормативным актам, регламентирующим действия в отношении отдельных компонентов природной среды и видов природных ресурсов (в РФ это - Водный кодекс, Земельный кодекс, Закон о животном мире и др.), а затем - к нормативным актам, регламентирующим различные виды и стороны хозяйственной деятельности (использование природных ресурсов, плата за ресурсы и за их загрязнение, экологическая экспертиза проектов, экологическая безопасность отдельных отраслей деятельности и др.). Важную роль в совершенствовании законодательства играет общественное экологическое движение.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Основные технические решения
Проект разработан, исходя из принципа блочной и комплектной поставки на строительную площадку котельной оборудования серийного заводского изготовления, оборудования изготавливаемого монтажными орга ...

Микроорганизмы как индикаторы загрязнения окружающей среды
Почва является продуктом жизнедеятельности микроорганизмов, которые осуществляют процесс ее формирования, самоочищения, круговорота веществ (азота, углерода, серы и др.) в природе. Основные ...

Расчет платежей за потребление природных ресурсов в условиях предприятия по добыче огнеупорной глины открытым способом разработки
Задача: определить затраты на использование природных ресурсов и возмещение ущерба окружающей среде предприятиями по добыче полезных ископаемых открытым способом разработки. Исходные да ...

Разделы