Экологическое и природно-ресурсное законодательство

«О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге» (1995);

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1996);

«Об экологическом фонде Санкт-Петербурга» (1996);

«Об освобождении от платежей при пользовании недрами» (1996) и др.

Однако в условиях отставания с формированием федерального природоохранного и природно-ресурсного правового поля существует тенденция нарушения принципа единообразия законодательства, и в ряде субъектов Федерации приняты региональные (республиканские) законы, отдельные положения которых не согласуются с конституционными нормами. Это, в частности, касается вопросов разграничения прав собственности на природные ресурсы между Федерацией и субъектами Федерации. Разрешению этих противоречий наряду с другими мерами будет способствовать принятие в 1999 г. Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с Конституцией РФ и с учетом переходных социально-экономических и политических условий значительной правовой силой характеризуются Указы Президента РФ. К числу Президентских Указов, охватывающих область охраны окружающей среды и природопользования, в частности, относятся:

«Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ» (от 05.05.1992, № 436);

«О федеральных природных ресурсах» (от 16.12.1993, № 2144);

«Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земли при проведении земельной реформы» (от 16.12.1993, № 2162);

«О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (от 04.02.1994, № 236);

«О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (от 01.04.1996, № 440) и др.

Отличительной особенностью большинства российских законов является то, что они не выступают правовыми актами прямого действия. Важные элементы механизма их реализации - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления Правительства РФ, инструкции различных министерств и т.п.), а для региональных законов - соответствующие акты органов власти субъектов РФ. Эти нормативные акты касаются различных аспектов обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, включая вопросы, связанные с организацией и проведением экологической экспертизы, экологического мониторинга и лицензирования, установлением и взиманием природно-ресурсных и эмиссионных платежей, деятельности специально уполномоченных органов природоохранного контроля и управления и т.п. К числу подобных документов относится, например, имеющая важное значение для всех субъектов хозяйственной деятельности Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам по применению Закона РФ «О плате за землю» (2000).

природопользование правовой экологический безопасность

Перейти на страницу: 1 2 

Другие статьи по теме

Агроэкологический мониторинг почв сельскохозяйственных угодий на реперных участках
Сохранение и восстановление сельскохозяйственных угодий, изменение и вывод из эксплуатации которых происходят вследствие интенсификации сельского хозяйства и промышленной деятельности - одна ...

Ландшафтно-экологическая оценка Или-Балхашского региона
Территория Казахстана расположена в глубине Евразийского континента и относится к числу аридных, засушливых областей северного полушария. Влага сюда поступает в основном со стороны Атлантиче ...

Мониторинг среды обитания
Мониторинг- это система наблюдений, оценки и прогноза позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Прежде всего, это мониторинг антропог ...

Разделы