Роттердамская конвенция

Резкий рост объемов производства и сбыта химической продукции в последние три десятилетия поставил на повестку дня вопрос о потенциальных рисках, которые несут опасные химические вещества и пестициды. Особо уязвимыми в данной ситуации оказываются страны, где отсутствует надлежащая инфраструктура мониторинга импорта и утилизации таких химических веществ. Отвечая на эту озабоченность, ЮНЕП и ФАО приступили в середине 1980-х годов к разработке и популяризации программ добровольного обмена информацией. ФАО ввела в действие в 1985 году Международный кодекс поведения в области распределения и применения пестицидов, а ЮНЕП приняла в 1987 году Лондонские руководящие принципы обмена информацией о химических веществах в международной торговле. В 1989 году обе организации, действуя совместно, включили в эти два документа добровольную процедуру предварительного обоснованного согласия (ПОС). Упомянутые документы в своей совокупности помогают обеспечивать необходимую информацию, позволяющую правительствам оценивать риски, связанные с опасными химическими веществами, и принимать обоснованные решения об их будущем импорте. Осознавая необходимость введения обязательного контроля, должностные лица - участники Саммита Земли, который проводился в Рио-де-Жанейро в 1992 году, приняли главу 19 Повестки дня на XXI век, содержащую призыв разработать к 2000 году юридически обязательный документ по процедуре ПОС. Откликаясь на этот призыв, Совет ФАО (в 1994 году) и Совет управляющих ЮНЕП (в 1995 году) поручили своим административным руководителям организовать проведение соответствующих переговоров. В результате таких переговоров, начавшихся в марте 1996 года и завершившихся в марте 1998 года, был окончательно доработан текст Конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле. О срочной необходимости решения вопросов международной торговли опасными химическими веществами явно говорил тот факт, что правительства завершили переговоры по Конвенции всего за два коротких года, опередив также на два года сроки, поставленные Саммитом Земли в Рио-де-Жанейро. Роттердамская конвенция была принята на дипломатической конференции, проводившейся в Роттердаме 10 сентября 1998 года. Она вступила в силу 24 февраля 2004 года, 90 дней спустя после сдачи на хранение 50-го документа о ратификации. В период между принятием Конвенции и ее вступлением в силу она применялась на добровольной основе в качестве временной процедуры предварительного обоснованного согласия (ПОС), цель которой состояла в обеспечении непрерывности первоначальной процедуры ПОС и в подготовке основы для эффективного функционирования Конвенции после ее вступления в силу. В течение промежуточного периода свыше 170 стран назначили примерно 265 национальных органов (ННО), которые уполномочены выступать от их имени при выполнении административных функций, предусмотренных Конвенцией.

После вступления Конвенции в силу она стала юридически обязательным документом для ее Сторон. Цели и сфера действия Конвенции. Цель Конвенции заключается в том, чтобы способствовать обеспечению общей ответственности и совместным усилиям Сторон в международной торговле отдельными опасными химическими веществами для охраны здоровья человека и окружающей среды от потенциально вредного воздействия и содействовать их экологически обоснованному использованию путем облегчения обмена информацией об их свойствах, закрепления положений об осуществлении на национальном уровне процесса принятия решений, касающихся их импорта и экспорта, и распространения этих решений среди Сторон. Иными словами, Конвенция создает условия, позволяющие странам мира проводить мониторинг и контроль торговли отдельными опасными химическими веществами. Она не является рекомендацией по запрещению глобальной торговли определенными химическими веществами или их утилизации. Конвенция наделяет Стороны полномочиями принимать обоснованные решения о химических веществах, которые они желают получать, и об исключении тех, безопасное регулирование которых они не в состоянии обеспечивать.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Экологическая стратегия ОАО АТП г. Лесной
Вопросы рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности в настоящее время стали важнейшими политическими вопросами, решаемыми на международном уровне. ...

Влияние загрязнения воды и почвы на здоровье жителей Донецкой области
На территории Донецкой области, которая составляет 4,4% площади государства, сосредоточена пятая часть промышленного потенциала Украины. Высокая концентрация промышленной и сельскохозяйстве ...

Эколого-экономические приоритеты устойчивого развития (на материалах региона Кавказских Минеральных Вод)
Актуальность темы исследования. Природные ресурсы и природные условия являются основой материального производства и жизнедеятельности населения. Состояние окружающей среды, качественный уров ...

Разделы