Анализ загрязнения окружающей среды автотранспортом в России

· разумно и сознательно сокращая пробег автомобиля;

· улучшая техническое состояние машины и экологические показатели работы двигателя;

· рационально управляя автомобилем на улицах и дорогах (Мягков, 2006).

За последние годы проблема сбора и утилизации отслуживших автомобилей и изношенных компонентов становится все более актуальной для многих регионов России. По данным ГИБДД в 2008 году парк легковых автомобилей в России превысил 30 млн. единиц, в том числе иномарок - 11,2 млн. единиц, и продолжает динамично расти. Больше всего автомобилей зарегистрировано в Москве - 3,5 млн., или 333 автомобиля на тысячу жителей. Отслужившие автомобили, кузова, изношенные и поврежденные автомобильные компоненты бросаются во дворах домов, в пустынных местах, на неорганизованных свалках, загрязняя городские территории и природные ландшафты. При выполнении работ, связанных с ремонтом, техобслуживанием, мойкой автомобилей происходит накопление изношенных деталей: шин, аккумуляторных батарей, стекла, металлических и полимерных изделий, отработанного масла и других эксплуатационных жидкостей. Эти детали и материалы обычно просто вывозятся на свалки, хотя такие отходы содержат большое количество вредных веществ, загрязняют почву и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Основными причинами такого положения являются следующие:

отсутствие у автовладельцев заинтересованности сдавать отслужившие автомобили и изношенные автомобильные компоненты на утилизацию;

отсутствие документального подтверждения утилизации (сертификата об утилизации) для снятия автомобиля с учета;

отсутствие у промышленных предприятий заинтересованности собирать и перерабатывать отслужившие автомобили, кузова и автомобильные компоненты;

атмосферный воздух загрязнение вещество

отсутствие в России и субъектах Федерации нормативно-правовой базы, стимулирующей и организующей работу системы по сбору и переработке отслуживших автомобилей и автомобильных компонентов (система авторециклинга);

отсутствие инфраструктуры авторециклинга (Петров, 2009).

Разработка обоснования отнесения вышедшего из эксплуатации автомобиля к классу опасности для окружающей среды является очень трудоемким процессом, требующим нестандартного подхода. В настоящее время эта проблема является новой, актуальной, подлежащей незамедлительному решению в связи с тем, что в марте в России стартовала программа, предусматривающая стимулирование покупки новых авто взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию. В таблице 3 представлены компоненты вышедшего из эксплуатации автомобиля (Мишанина и др., 2010).

Таблица 3

Компоненты вышедшего из эксплуатации автомобиля как отхода (по данным Мишаниной и др., 2010)

Компоненты

Масса, кг

Доля, %

Утилизируемые:

732,8

80,00

Лом черных металлов несортированный

469

51,2

Лом и отходы, содержащие цветные металлы

52

5,7

Отходы полимерных материалов (автомобильный пластик)

84

9,0

Покрышки с металлическим кордом отработанные

26,4

2,9

Камеры пневматические отработанные

6,4

0,7

Резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства

28,4

3,1

Масла моторные отработанные

2,5

0,3

Масла трансмиссионные отработанные

2,4

0,3

Отходы этиленгликоля (тормозная жидкость отработанная)

0,5

0,1

Остатки этиленгликоля, потерявшего потребительские свойства

7,6

0,8

Стеклянный бой незагрязненный

31

3,4

Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом

22

2,4

Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты (масляные фильтры)

0,6

0,1

Неутилизируемые:

183,2

20,00

Отходы затвердевшего полиуретана, полиуретановой пены или пленки

44

4,80

Обрезки и обрывки тканей из полиакрилового волокна

11,5

1,26

Отходы изолированных проводов и кабелей

5,8

0,63

Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты (воздушные фильтры)

0,3

0,03

Тормозные колодки отработанные

1,6

0,18

Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (прочие отходы из смешанных материалов неутилизируемые)

120

13,10

Итого

916

100

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Экологические проблемы Аральского моря и пути их решения
Истощение вод следует понимать как недопустимое сокращение их запасов в пределах определенной территории (для подземных вод) или уменьшение минимально допустимого стока (для поверхностных во ...

Воздействие на окружающую среду вредных веществ в результате выброса сжигаемого попутного нефтяного газа
Промышленность как сфера деятельности характеризуется огромными запасами и использованием больших объемов химических веществ, высоких давлений, температур, скоростей, массивных крупногабар ...

Разработка эколого-экономической модели выбора оптимальной системы управления обращением с отходами
Жизнедеятельность человека связана с появлением огромного количества разнообразных отходов. Резкий рост потребления в последние десятилетия во всем мире привел к существенному увеличению объ ...

Разделы